После повторного просмотра фильма " Три тополя на Плющихе"

Печать
Родительская категория: ROOT Категория: Статьи
Просмотров: 4973

фильм 3 тополя на плющихеО любви и не только…

Фильму «Три тополя на Плющихе» почти пятьдесят лет. Но и сейчас он смотрится, как созданный сегодня. Созданный будто сейчас, для нас, для людей, которые открывают себя заново, ищут смысл в жизни, хотят познать мир.

 

На первый взгляд в фильме нет особо острого сюжета, да и его черно – белый фон словно бы не дает простора для радостного восприятия кино. Но это только так кажется. Ведь на экране как будто разворачивается нехитрая деревенская история. Старый дом, жена собирается в город, чтобы продать мясо. Она собирается в дорогу, и уже не впервые. Муж тоже тут, рядом ребенок.

 

Все идет вроде бы как обычно. Никакой новизны, всплеска эмоций, ощущения чего- то непредвиденного. Да и в городе, казалось бы, героиню ничто новое не ждет. Должна продать товар и домой вернуться с выручкой, чтобы мужа порадовать.

 

Но, когда смотришь эти первые бесхитростные эпизоды, невольно замечаешь мелкие детали деревенской жизни семьи. Небогатая обстановка, обветшалые занавески, да и одежда на героях не самого модного пошива. И тебя начинает терзать вопрос, да неужто там все так и живут? Разве уж в этом счастье? Обыденно и безрадостно.

 

Да, в этом фильме нет завораживающей интриги, но оторваться от экрана не можешь…

 

Вот героиня садится в такси на вокзале и сразу начинает переживать, хватит ли ей денег, чтобы доехать до рынка и вернуться назад. Но водитель выключил счетчик. Что – то «зацепило» его в этой женщине, что-то в нем дрогнуло и навело на какие – то мысли. Вот так просто «говорить» словами кино может только большой художник, настоящий мастер, каким и была режиссер, сценарист, педагог Татьяна Лиознова.

 

Это не первый ее фильм. Позади известные многим «Евдокия», «Им покоряется небо», «Рано утром». И только впереди автора фильмов ждут «Карнавал» и «Семнадцать мгновений весны».  В общей сложности у Лиозновой немного фильмов, но все, что называется, в «золотой» копилке.

 

В те 60-е годы фильм «Три тополя на Плющихе» посмотрели почти 26 млн. зрителей. Успех был грандиозный. О нем все писали, говорили, его пересматривали, о нем спорили, судили и рядили. Соглашались с мыслями автора и не соглашались. Лиознова ведь всегда «била» в «десятку», а тут, о чем фильм? Но тогда почему и сейчас, спустя годы мы продолжаем его смотреть и поражаемся игре актеров?

 

Почему проходят десятки лет, а нам нечем «дышать», когда в конце фильма его героиня пытается напеть в машине водителю песню «…опустела без тебя земля…», так, что хочется плакать?

 

Вот эти «почему…» и есть выражение таланта Лиозновой, ее видения нашей жизни, умение заставить зрителя думать не только о фильме, но и о себе. И в этом заслуга режиссера. Ну и, конечно, актеров, создавших этот шедевр в кино, в котором главные роли сыграли Татьяна Доронина (Нюра), Олег Ефремов (водитель) и муж главной героини (Вячеслав Шалевич).

 

Сама Лиознова в одном из интервью сказала, что, что, прочитав рассказ А. Борщаговского, который лег в основу фильма, захватил ее сразу. Режиссеру казалось, по ее словам, что она уже о своих героях знает почти все.  Впоследствии Лиознова говорила, что никогда ничего не хотела изменить в это фильме, да и продолжать, как думали зрители, она тоже его не собиралась.

 

Старая Москва 60-х, неторопливая и неброская подарила нам очарование своей красоты и величия.

 

Актеры настолько крепко «вплелись» в канву этого экранного повествования, что сейчас уже трудно представить на их месте кого – то другого.

 

И, когда смотришь, эпизод, когда в конце фильма не состоялась встреча главной героини и водителя, сжимается сердце. Возможно, впервые в своей жизни Нюра вдруг осознала, что ее жизнь – это вовсе не то, чем она жила изо дня в день. И разве так уж важно в ней съездить на рынок и продать мясо, чтобы заработать деньги и обрадовать мужа. Тонкая лирическая нота, которую провела через весь фильм автор, цепляет до глубины души.

 

Несомненно, что фильм оставил свой след в сердце каждого актера, игравшего в нем. Ведь только на первый взгляд, царит на экране благополучие семейной жизни Нюры. Семья, муж и дети. Но незаметно, с годами ушла из нее радость. Изменилась и сама героиня, потеряв себя в этой каждодневности. И только встреча с водителем позволила героине иначе взглянуть на себя, свой мир.

 

Неслучайно в конце фильма мы видим задумчивое лицо Нюры, слышим, как считает деньги ее муж, а где-то за кадром звучит мелодия А. Пахмутовой…опустела без тебя земля… 

 

P.S.S. Поделитесь тем что получили от мира, и мир ответит тем же.
Успехов Вам!

 

Понравилось то, что прочитали? Тогда жмите на кнопки ваших соцсетей