О любви и не только…
Фильму «Три тополя на Плющихе» почти пятьдесят лет. Но и сейчас он смотрится, как созданный сегодня. Созданный будто сейчас, для нас, для людей, которые открывают себя заново, ищут смысл в жизни, хотят познать мир.
На первый взгляд в фильме нет особо острого сюжета, да и его черно – белый фон словно бы не дает простора для радостного восприятия кино. Но это только так кажется. Ведь на экране как будто разворачивается нехитрая деревенская история. Старый дом, жена собирается в город, чтобы продать мясо. Она собирается в дорогу, и уже не впервые. Муж тоже тут, рядом ребенок.
Все идет вроде бы как обычно. Никакой новизны, всплеска эмоций, ощущения чего- то непредвиденного. Да и в городе, казалось бы, героиню ничто новое не ждет. Должна продать товар и домой вернуться с выручкой, чтобы мужа порадовать.
Но, когда смотришь эти первые бесхитростные эпизоды, невольно замечаешь мелкие детали деревенской жизни семьи. Небогатая обстановка, обветшалые занавески, да и одежда на героях не самого модного пошива. И тебя начинает терзать вопрос, да неужто там все так и живут? Разве уж в этом счастье? Обыденно и безрадостно.
Да, в этом фильме нет завораживающей интриги, но оторваться от экрана не можешь…
Вот героиня садится в такси на вокзале и сразу начинает переживать, хватит ли ей денег, чтобы доехать до рынка и вернуться назад. Но водитель выключил счетчик. Что – то «зацепило» его в этой женщине, что-то в нем дрогнуло и навело на какие – то мысли. Вот так просто «говорить» словами кино может только большой художник, настоящий мастер, каким и была режиссер, сценарист, педагог Татьяна Лиознова.
Это не первый ее фильм. Позади известные многим «Евдокия», «Им покоряется небо», «Рано утром». И только впереди автора фильмов ждут «Карнавал» и «Семнадцать мгновений весны». В общей сложности у Лиозновой немного фильмов, но все, что называется, в «золотой» копилке.
В те 60-е годы фильм «Три тополя на Плющихе» посмотрели почти 26 млн. зрителей. Успех был грандиозный. О нем все писали, говорили, его пересматривали, о нем спорили, судили и рядили. Соглашались с мыслями автора и не соглашались. Лиознова ведь всегда «била» в «десятку», а тут, о чем фильм? Но тогда почему и сейчас, спустя годы мы продолжаем его смотреть и поражаемся игре актеров?
Почему проходят десятки лет, а нам нечем «дышать», когда в конце фильма его героиня пытается напеть в машине водителю песню «…опустела без тебя земля…», так, что хочется плакать?
Вот эти «почему…» и есть выражение таланта Лиозновой, ее видения нашей жизни, умение заставить зрителя думать не только о фильме, но и о себе. И в этом заслуга режиссера. Ну и, конечно, актеров, создавших этот шедевр в кино, в котором главные роли сыграли Татьяна Доронина (Нюра), Олег Ефремов (водитель) и муж главной героини (Вячеслав Шалевич).
Сама Лиознова в одном из интервью сказала, что, что, прочитав рассказ А. Борщаговского, который лег в основу фильма, захватил ее сразу. Режиссеру казалось, по ее словам, что она уже о своих героях знает почти все. Впоследствии Лиознова говорила, что никогда ничего не хотела изменить в это фильме, да и продолжать, как думали зрители, она тоже его не собиралась.
Старая Москва 60-х, неторопливая и неброская подарила нам очарование своей красоты и величия.
Актеры настолько крепко «вплелись» в канву этого экранного повествования, что сейчас уже трудно представить на их месте кого – то другого.
И, когда смотришь, эпизод, когда в конце фильма не состоялась встреча главной героини и водителя, сжимается сердце. Возможно, впервые в своей жизни Нюра вдруг осознала, что ее жизнь – это вовсе не то, чем она жила изо дня в день. И разве так уж важно в ней съездить на рынок и продать мясо, чтобы заработать деньги и обрадовать мужа. Тонкая лирическая нота, которую провела через весь фильм автор, цепляет до глубины души.
Несомненно, что фильм оставил свой след в сердце каждого актера, игравшего в нем. Ведь только на первый взгляд, царит на экране благополучие семейной жизни Нюры. Семья, муж и дети. Но незаметно, с годами ушла из нее радость. Изменилась и сама героиня, потеряв себя в этой каждодневности. И только встреча с водителем позволила героине иначе взглянуть на себя, свой мир.
Неслучайно в конце фильма мы видим задумчивое лицо Нюры, слышим, как считает деньги ее муж, а где-то за кадром звучит мелодия А. Пахмутовой…опустела без тебя земля…
P.S.S. Поделитесь тем что получили от мира, и мир ответит тем же.
Успехов Вам!
Понравилось то, что прочитали? Тогда жмите на кнопки ваших соцсетей
Войти на блог
которые уже оставили люди посетившую данную страницу
или оставить свои комментарии, отзывы и мнения.